Шесть из шести: как мы изменили законы при помощи данных

ОВД-Инфо
3 min readDec 18, 2019
Алина Кугушева для ОВД-Инфо

Привет! Меня зовут Наташа Смирнова, в ОВД-Инфо я занимаюсь сбором и анализом данных.

В последнее время наша отважная дата-команда все глубже закапывалась в недра российского законодательства, посвященного проведению уличных акций. Это жутко кропотливое и, честно говоря, порою тоскливое занятие: мы то и дело натыкаемся на новые проблемы, нарушения и несоответствия. Некоторые фразы из законов вообще не знаешь, как трактовать, — это набор несвязанных слов. Иногда возникает ощущение, что читаешь сочинение, которое один троечник списал у другого. В темноте. Но недавно я откопала кое-что, что меня по-настоящему порадовало.

Дело было так. В ноябре Конституционный суд объявил, что из региональных законов следует убрать некоторые территориальные ограничения для митингов (это само по себе замечательная новость). Мы разбирались, каких регионов это может коснуться, и для этого пересматривали все (!) региональные законы, которые устанавливают дополнительные правила для публичных мероприятий. Что получилось — отдельная история. Но между делом обнаружилось, что в нескольких регионах из местных законов убрали территориальные ограничения для пикетов! Я не поверила своим глазам и в час ночи села заново перепроверять все законы, сравнивая новые формулировки со старыми. Так и есть — буквально в течение полугода — с июня по октябрь 2019-го — исправили законы в семи регионах! Новость это тем более радостная, что в шести регионах законы исправили благодаря нашим усилиям.

Исправления совсем незначительные — в каждом тексте поменяли всего несколько слов. Но раньше эти слова приводили к задержаниям участников мирных акций, судам и штрафам. Расскажу, как это устроено (было устроено!), на примере одной истории.

В январе 2018 года жителя Ноябрьска (Ямало-Ненецкий автономный округ) оштрафовали на 150 тысяч рублей. Началось все с того, что он хотел провести протестный митинг в центре города. Уведомил об этом городскую администрацию, и в ответ ему предложили перенести акцию на стадион на окраине. В знак протеста активист вышел к администрации с одиночным пикетом. Его задержали и отправили в суд: согласно региональному закону, рядом с органами власти публичные мероприятия проводить запрещено.

Здесь есть одна хитрость. Законодательство о митингах напоминает пирамиду: региональные законы могут регулировать только то, что им разрешает регулировать Федеральный закон о митингах. В 2012 году им разрешили вводить территориальные ограничения — но не для любых «публичных мероприятий», а только для митингов, собраний, шествий и демонстраций. Пикеты — и одиночные, и массовые — региональные законодатели ограничивать не вправе.

Мы обратили на это внимание в начале 2019 года и обнаружили, что территориальные запреты распространяются на пикеты в законах семи регионов (Тверская область, Сахалинская область, Оренбургская область, Республика Адыгея, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Бурятия). Об ошибке в Тверской области вскоре высказался Верховный суд, а по остальным шести регионам ОВД-Инфо и ПЦ «Мемориал» в марте подали шесть жалоб в Генпрокуратуру. Об изменении законодательства нам сообщили только из Адыгеи. И вот теперь мы узнали, что все законы исправлены, а значит, публично отстаивать свою позицию станет немного проще. Ура!

Как у любой истории успеха, у этой есть бэкстейдж. Проблему мы заметили практически случайно, и не заметили бы вообще, если бы не два обстоятельства.

  • Во-первых, тема территориальных запретов нам всегда представлялась важной, и мы уже третий год так или иначе с ней работали. В 2017 году мы выпустили «Территорию нельзя» — карту территориальных запретов для митингов в крупнейших российских городах; в 2018 году написали большой доклад «Искусство запрещать», где в деталях разобрали, что становится основанием для несогласования акций и как сложно найти для протестного митинга подходящее место; в 2019 году выпустили несколько датасетов и аналитических справок по различным темам из региональных законов о митингах, а также собрали, разметили и опубликовали сам корпус законов.
  • Второе обстоятельство — это лента новостей, которые пишет группа мониторинга ОВД-Инфо. Наши новости о политических преследованиях нацелены, прежде всего, на то, чтобы помочь здесь и сейчас. Но с течением времени эти новости складываются в целостную картину, в которой можно увидеть конкретные механизмы осуществления репрессий — и некоторые из этих механизмов устранить.

--

--

ОВД-Инфо

29 сентября 2021 года Минюст включил ОВД-Инфо в «реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента».