Восемь лет ОВД-Инфо

ОВД-Инфо
7 min readDec 5, 2019
Иллюстрация: Анастасия Пожидаева для ОВД-Инфо

ОВД-Инфо исполнилось восемь лет. Мы непрерывно развиваемся — растет количество разного контента, увеличивается команда, становится больше тех, кто нам помогает — спасибо вам за это! Этот год нас изменил особенно сильно. Семь участников ОВД-Инфо рассказывают, что было для них самым важным.

Екатерина Селезнева, юрист: «В этом году я очень разозлилась. И зла я до сих пор. Потрясла геометрическая прогрессия, с которой разрастается количество инструментов политического преследования. Но за этот год и мы стали больше и сильнее. Я познакомилась с огромным количеством прекрасных людей, которые нам помогают. Они меня очень вдохновляют. И совсем смертельно влюбилась. В работу».

Юридическая команда организует помощь задержанным: ищет адвокатов и защитников, помогает подавать жалобы в ЕСПЧ. Главная цель — противостоять правовому нигилизму со стороны государства.

Леонид Драбкин, участник группы краудфандинга: «Этот год, а особенно последние его месяцы, был действительно пугающим: тысячи задержанных летом, десятки арестантов «московского дела», невероятное количество работы, которое в связи с этим нам всем приходится делать каждый день. В этой свистопляске сложно было вспомнить что-то хорошее: негатив со всех сторон. Порой кажется, что результатов нашей работы нет совсем: каждый день приносит лишь новых политических заключенных — людей, которые страдают за свои убеждения, за то, что хотят выходить на улицы и верят во что-то. И накрывает безнадега.

Недавно в нашем офисе я разбирал стопку пустых открыток, которые мы предлагаем заполнять и отправлять политическим заключенным на некоторых мероприятиях. В этой стопке я нашел несколько десятков особенных открыток. В них уже было заполнено поле «Куда»: г. Лабытнанги, и — самое главное — «Кому»: Сенцову Олегу Геннадьевичу.

И я понял, что все. Что Олегу Сенцову можно уже не писать в колонию. Что его адрес теперь — не город Лабытнанги. Что он — уже не заключенный. Все в этом мире меняется, и Сенцов не будет сидеть 20 лет в колонии, а будет со своей семьей. И эти открытки нам уже не понадобятся.

Я сразу же вспоминаю, что и в «Московском деле» есть пять человек, дела которых прекращены. Что Павлу Устинову, в поддержку которого развернулась общественная кампания, заменили срок с реального на условный. Я вспоминаю, что невероятная солидарность всех нас в начале лета позволила выхватить Ивана Голунова из пасти Левиафана. Я вспоминаю, что весь этот год Мария Дубовик и Анна Павликова сидят дома, а не в СИЗО — и это все благодаря нашей поддержке. Я думаю о сотнях прекрасных волонтеров, которые помогали нам день и ночь все лето, стоя рядом с нами плечом к плечу, приходя на выручку в самые трудные минуты. Я думаю о десятках адвокатов и защитников, которые по первому зову приезжали помогать задержанным. И я смотрю на нашу команду, которая прямо сейчас окружает меня — и знаете, это лучшие люди планеты. Эти горящие глаза участников ОВД-Инфо — это и есть жизнь, и я счастлив быть в самом центре нее.

ОВД-Инфо — это мы! ОВД-Инфо — это вы! ОВД-Инфо, с днем рождения!»

Команда краудфандинга занимается общением с нашими сторонниками, которые поддерживают нас финансово. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы быть прозрачными и чтобы было понятно, куда уходит каждый рубль. Мы постоянно собираем обратную связь, проводим опросы — все это мы делаем, чтобы учитывать мнения сторонников при принятии решений.

Даниил Поспелов, координатор волонтеров: «Мне 30 лет. Кажется, что половину моей жизни — с тех пор, как я стал более-менее пристально наблюдать за своей страной — из года в год происходит одно и то же. Люди возмущаются происходящим, люди выходят на улицы, людей, как правило, разгоняют, винтят, бьют и унижают, людей штрафуют, иногда сажают, люди возмущаются… И на каждом шаге — бесцеремонное, совершенно будничное, с зевком, нарушение базовых человеческих прав.

Иногда людей много, они радуются друг другу, ненасытно смотрят друг на друга и немножечко верят, что вот-вот что-нибудь произойдет. Иногда случаются локальные истории успеха: здесь кого-то оправдали в апелляции, там чуть подправили совсем уж людоедский закон, где-то на местных выборах в относительно честной борьбе победил вроде бы достойный человек. И все это на фоне тысяч историй, где никого не оправдали, никто не победил, ничего не изменилось.

За последние двенадцать лет я с разных краев подступался к попыткам что-то изменить: наблюдал на выборах, выходил на улицу, участвовал в избирательных кампаниях. Волонтерил в ОВД-Инфо — и в конце этого лета так там и остался.

Сегодня мы празднуем день рождения и подводим итоги года. Две мысли по этому поводу. Более личная — давно у меня не было такой спокойной уверенности, что сейчас я в жизни занимаюсь чем-то осмысленным и важным. Это здоровское чувство. Более публичная — в этом году я особенно хорошо почувствовал, как разрослось, как усложнилось множество тех, кто вкладывается в изменения.

Десять лет назад я ходил на Марши несогласных, и мне казалось, что ну вот есть старая диссидентская гвардия, живущая немного на своей планете, есть радикально левые активисты, живущие на другой своей планете, ну и в целом все. Сейчас я вижу многих и многих людей, которые: устраивают в поддержку жертв политпрессинга концерты, барахолки, научные лекции, хакатоны, полноценные SMM-кампании, помогают всей этой движухе деньгами, придумывают способы, как эти деньги собирать, выходят в пикеты, ходят в суды, становятся общественными защитниками — и снова ходят в суды, пишут песни, делают спектакли… Тут очень долго можно перечислять, кто и что делает для того, чтобы в правовом российском государстве не осталось политзаключенных.

Главное — я чувствую, что мы все, какими бы разными мы ни были, мы все же с одной планеты, нас много и становится больше. И это сильнее той безнадеги, про которую я говорил в начале».

В ОВД-Инфо более 400 волонтеров. Они переводят, расшифровывают, программируют, проверяют дата-сеты, общаются с задержанными в дни больших акций. Без волонтеров деятельность ОВД-Инфо в сегодняшних масштабах была бы невозможна.

Екатерина Боровикова, аналитик данных: «В этом году работа с данными, которой сотрудники ОВД-Инфо занимались всегда, с момента основания организации, оформилась в отдельное направление — в честь чего за неполный 2019 год мы выпустили пять дата-сетов и шесть докладов».

Данными занимаются пять участников ОВД-Инфо. Они cобирают и интерпретируют данные в области нарушения гражданских прав и функционирования системы государственного насилия в целом.

Борис Бейлинсон, разработчик: «Для ОВД-Инфо это год новых вызовов: марафон летних массовых задержаний, уголовные дела с многочисленными фигурантами и большой поход в Европейский суд по правам человека. Справиться с таким объемом задач нереально без хороших программных решений, а создать их нельзя без рук программистов. Это было бы невозможно без помощи наших прекрасных волонтеров и прихода в команду двух новых замечательных разработчиков, вместе с которыми мы смогли сделать новый технический рывок».

IT-команда занимается созданием ботов, большими инфраструктурными проектами, разработкой и развитием сайта.

Катя Голенкова, продюсер спецпроектов: «Помню, как мы сидели вечером 26-го июля с коллегами, обсуждали работу и что-то говорили про митинг, который должен был состояться на следующий день. Все, что происходило после, слилось в одно большое воспоминание об огромной командной работе и поддержке друг друга. Спасибо коллегам, волонтерам, донорам, а также нашим родным и близким, которые заботились о нас, когда мы думали о других».

Команда медиа пишет тексты, записывает подкасты, продвигает тексты, доклады, дата-сеты, отвечает за соцсети.

Даниил Муляров, мониторщик: «Пугает и одновременно впечатляет, с каким количеством людей мы работаем. Юристы, наверное, хорошо это знают — у них уже полгода идут непрекращающиеся суды. Перед началом акции 27 июля мы позвали почти сотню волонтеров, которые весь день сидели на горячей линии и общались с задержанными протестующими.

День закончился, а вместе с ним почти закончились и волонтеры, но 250 человек остались ночевать в отделах полиции. С утра и до второй половины дня я работал на новостях, потом искал какую-то информацию и занимался другими делами, а ночью меня с другим мониторщиком и парой волонтеров оставили на горячей линии и телеграм-боте. Если в обычное время мы обрабатываем от силы 10–30 звонков за весь день, то тут на одного меня пришлось человек 70 звонивших, которые не могли найти своих родственников и интересовались, как и куда можно передавать еду. У меня никогда такого не было, чтоб я почти ни разу не мог положить трубку телефона. В итоге я и еще несколько участников команды ОВД-Инфо практически не спали двое суток. 27 июля было сложным для очень многих людей. Конечно, это рекордный день по количеству задержаний среди прочих митингов. К следующей акции мы подготовились намного лучше. С днем рождения, ОВД-Инфо!»

Группа мониторинга — сердце и душа ОВД-Инфо. Мониторщики день и ночь находятся на связи, отвечают на звонки горячей линии, проверяют и пишут новости, отвечают в соцсетях, шутят в твиттере.

Прошедший год был очень насыщенным. Чтобы справиться с новыми вызовами, нам пришлось значительно вырасти. Сегодня участников проекта гораздо больше, чем было в прошлом декабре. Каждый день мы работаем над тем, чтобы стать лучше, полезнее и доступнее для всех, кто нуждается в нашей помощи.

Лучший подарок нам — это ваша поддержка: финансовая, информационная и моральная. Спасибо, что вы с нами!

Подпишитесь на ежемесячные пожертвования в пользу ОВД-Инфо, чтобы мы и дальше могли бороться с политическими преследованиями в России.

--

--

ОВД-Инфо

29 сентября 2021 года Минюст включил ОВД-Инфо в «реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента».